Сохраняя экологию: перевод холодильных машин на работу с хладагентами нового поколения

Предприятия «Казанькомпрессормаш» и «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа», входящие в Группу ГМС, совместно с московским институтом «ВНИИхолодмаш» проводят модернизацию крупных турбокомпрессорных холодильных машин типа ХТМ и ХТМФ, эксплуатирующихся в ПО «Электрохимический завод».

Холодильные турбокомпрессорные машины представляют собой замкнутую, герметически закрытую систему. Основные компоненты этой системы – турбокомпрессор, мультипликатор, приводной электродвигатель, конденсатор, испаритель и поплавковый бак, соединенные трубопроводами. Система заполнена холодильным агентом, который непрерывно циркулирует в ней, переходя из одной части машины в другую.

Холодильные турбокомпрессорные машины используются в технологии производства холода на крупных промышленных установках кондиционирования воздуха. Также они применяются для охлаждения теплоносителя в системах химических и других производств, для понижения температуры какого-либо вещества ниже температуры окружающей среды и поддержания ее на необходимом уровне.

Целью модернизации холодильных машин, установленных на Электрохимическом заводе, является не только исполнение постановления Правительства РФ об исключении из обращения озоноразрушающих веществ, но и повышение энергоэффективности такого оборудования. После модернизации холодопроизводительность машины должна увеличиться с 4,0 МВт до 6,3 МВт, а холодильный коэффициент – с 3 до 4,5.

Работы по модернизации турбокомпрессорных холодильных машин выполняются на базе ОАО «Казанькомпрессормаш». При этом используется конструкторская документация, вновь разработанная проектантом данных машин – АО «ВНИИхолодмаш». Суть модернизации компрессорного агрегата холодильной машины – изготовление новой проточной части и зубчатой пары с учетом размещения их в существующих корпусах и замена озоноразрушающего холодильного агента R12 на озононеразрушающий хладагент R314а.

Перевод промышленных холодильных машин на работу с озононеразрушающими хладагентами обусловлен необходимостью выполнения Российской Федерацией международных обязательств, принятых в соответствии с Монреальским протоколом, актуальность которых возросла с полным прекращением производства озоноактивного хладона R12.

Запрет на производство и использование R12 потребовал от производителей применения экологически приемлемых хладагентов, которые могли бы заменить R12 в существующем холодильном оборудовании с умеренным диапазоном температур. Одним из таких хладагентов является R134a: он обладает улучшенными экологическими свойствами и имеет нулевой потенциал разрушения озонового слоя планеты.

Подлежащее модернизации оборудование доставляется на производственную площадку ОАО «Казанькомпрессормаш». Далее проводится ревизия, анализ технического состояния и цветная дефектоскопия корпусных деталей и посадочных мест, после чего составляется дефектная ведомость. При необходимости выполняется расточка, шлифовка разъемов корпуса турбокомпрессора.

Если существующие корпуса турбокомпрессора и мультипликатора невозможно использовать при модернизации, предприятие изготавливает соответствующее новое оборудование после предварительного согласования с заказчиком. Сборка оборудования производится после изготовления по вновь разработанной конструкторской документации проточной части турбокомпрессора и зубчатой пары мультипликатора.

По окончании работ по модернизации на стенде ОАО «Казанькомпрессормаш» проводятся приемосдаточные испытания в присутствии представителя заказчика. Испытаниям подвергается турбокомпрессор и мультипликатор в сборе, в качестве рабочего газа используется воздух. Параметры, достигнутые в процессе испытаний, не должны отличаться от расчетных величин (в условиях работы на воздухе) более чем на 6 %, попадание масла в проточную часть турбокомпрессора не допускается.

После получения положительных результатов оборудование демонтируется со стенда, выполняется ревизия проточной части турбокомпрессора, проверяется состояние подшипниковых узлов, лабиринтных уплотнений, передачи мультипликатора с фиксацией фактических величин в формуляре на оборудование, производится сборка турбокомпрессора и испытания на прочность. По окончании приемосдаточных испытаний проводится консервация турбокомпрессора и мультипликатора оборудование упаковывается для отгрузки заказчику – ПО «Электрохимический завод».

Далее работы продолжаются на производственной площадке заказчика. Прошедшее модернизацию оборудование монтируется на прежнее место. Затем производится промывка системы от минерального масла, используемого ранее для работы с хладагентом R12, и только после этого система заправляется новым хладагентом R134a и новым, теперь уже полиэфирным маслом.

Предприятия «Электрохимический завод» и «Казанькомпрессормаш» сотрудничают с 1995 года. За это время – с 1995 по 2018 гг. – были успешно выполнены работы по модернизации десяти холодильных машин. В настоящий момент проводится модернизация одиннадцатой холодильной машины. До 2025 г. планируется модернизировать еще пять машин. Ранее ОАО «Казанькомпрессормаш» успешно проводило модернизацию холодильных машин и для других предприятий, таких как Сибирский химический комбинат (г. Северск), Объединенная теплоэнергетическая компания (г. Новоуральск) и др.

Д. А. Уханов – ОАО «Казанькомпрессормаш»
С. Г. Лысаков – АО «ПО «Электрохимический завод»
И. Я. Сухомлинов, М. В. Головин, В. Ю. Иванов – АО «ВНИИхолодмаш»


Загрузить (72.2KB)

Все публикации