В числе стратегических задач ПАО «Газпром» стоит минимизация затрат путем внедрения унифицированных проектных решений. Группа ГМС на базе опыта разработки ГПА-16У создала унифицированный агрегат ГПА-25УМ, отвечающий техническим требованиям ПАО «Газпром».
На первом этапе работ был создан унифицированный ГПА мощностью 16 МВт, который прошел межведомственные испытания, запущен в серийное производство
и поставляется Группой ГМС на объекты ПАО «Газпром» в двух вариантах: ГПА-16У в блочно-контейнерном исполнении (рис. 1) и его модификация ГПА-16УА-П в ангарном исполнении.
Рис. 1. Унифицированный газоперекачивающий агрегат ГПА-16У
Следующим шагом конструкторских служб Группы ГМС стало создание унифицированного ГПА мощностью 25 МВт. На базе разработанного Департаментом ПАО «Газпром» основополагающего документа «Агрегат газоперекачивающий унифицированный ГПА-25У. Основные технические требования», утвержденного Членом правления начальником Департамента ПАО «Газпром» В.А. Михаленко, Группой ГМС созданы основные технические решения (ОТР) на унифицированный газоперекачивающий агрегат ГПА-25УМ.
Рис. 2. Унифицированный газоперекачивающий агрегат ГПА-25У разработки
Группы ГМС.
В ОТР отражены основные пути достижения задач унификации ГПА, поставленных
ПАО «Газпром»:
1) Унификация технических решений:
2) Унификация проектных решений:
3) Сокращение затрат и сроков выполнения работ при проектировании и строительстве новых КС:
Блочно-модульный агрегат газоперекачивающий ГПА-25УМ
Разработанный Группой ГМС ГПА-25УМ представляет собой изделие в блочно-модульном исполнении с газотурбинным двигателем мощностью 25 МВт, центробежным газовым компрессором, оснащенным магнитными подшипниками и системой газодинамических «сухих» уплотнений, с микропроцессорной системой автоматического управления (рис. 2, 3).
Рис. 3. Компоновка ГПА-25УМ
А. Блок ЦБК:
Б. Блок ГТУ:
В. Воздухозаборная система:
Г. Выхлопная система:
Площадки обслуживания.
В блоке ГТУ, состоящем из отдельных блок-модулей, размещены приводной ГТД, системы и оборудование, обеспечивающие его работу и обслуживание.
Блок силовой представляет собой сборную металлоконструкцию из силовой рамы с установленным на ней шумотеплоизолирующим кожухом (КШТ), внутри которого размещено оборудование ГТУ: газотурбинный двигатель, входное устройство с лемнискатой, выходное устройство (улитка), шкаф топливных агрегатов. В КШТ предусмотрены люки для доступа внутрь обслуживающего персонала и распашные ворота для монтажа/демонтажа ГТД с последующей выкаткой на открытую площадку.
Конструкция блока предусматривает расположение ГТД различных производителей: ПС-90ГП-25 (АО «ОДК-Авиадвигатель», фото 1), НК-36СТ (АО «Кузнецов», фото 2). Конструкция предусматривает так же установку разрабатываемого ГТД АЛ-41СТ-25 (фото 3), опытный образец которого был представлен в Санкт-Петербурге на Газовом форуме в 2019 г.
Фото 1. Газотурбинный двигатель ПС-90ГП-25 разработки АО «ОДК-Авиадвигатель» | Фото 2. Газотурбинный двигатель НК-36СТ разработки АО «Кузнецов» |
Фото 3. Опытный образец АЛ-41СТ-25 | Рис. 4. Унифицированный корпус ЦБК с магнитными подшипниками |
В блок-модуле систем ГТД размещено оборудование системы масляной газотурбинного двигателя (маслобак, фильтры масла, электронасосы, оборудование суфлирования, запорно-предохранительная арматура), системы охлаждения опор газотурбинного двигателя, устройства промывки проточной части газотурбинного двигателя. В отдельном отсеке блок-модуля расположено оборудование газового пожаротушения ГПА.
В блоке-модуле вентиляции и обогрева размещены два газовых рекуперативных воздухонагревателя (АГВ) мощностью по 50 кВт для нагрева и раздельной подачи атмосферного воздуха в отсеки блоков ЦБК и ГТУ по воздуховодам с устройствами контроля и автоматического регулирования потоков.
В блоке-модуле системы охлаждения газотурбинного двигателя установлены вентиляторы с регулируемой частотой вращения для подачи воздуха в КШТ, создания избыточного давления, вентиляции и охлаждения ГТД. Забор атмосферного воздуха осуществляется через воздушные фильтры G3 и шумоглушители щелевого типа.
В блоке-модуле электротехническом расположены шкафы обеспечения питанием электрооборудования и САУ ГПА. В ГПА применена САУ распределенного типа с применением технологии интерактивной сети, состоящей из размещенных по блок-модулям ГПА автономных устройств управления.
Блок-модуль технологический предназначен для размещения газотурбинного двигателя при монтаже/демонтаже. В отдельном отсеке размещено оборудование приема и распределения электропитания ГПА.
В блоке ЦБК установлен центробежный газовый компрессор с системами обеспечения его работы, оборудование системы подготовки топливного газа ГТД и системы подачи воздуха в кожух трансмиссии. Блок-модули ЦБК при монтаже образуют однообъемное помещение блока ЦБК. Внутри блока ЦБК предусмотрено место для разборки центробежного газового компрессора и условия для обслуживания технологического оборудования с применением электрифицированного грузоподъемного механизма г/п 8 тс.
Конструкция унифицированных модулей блока ЦБК предусматривает возможность поставки ГПА с центробежным газовым компрессором различных модификаций: с магнитными или масляными подшипниками; с газодинамическими или масляными уплотнениями вала.
Оборудование системы топливного газа газотурбинного двигателя обеспечивает полный цикл подготовки газа, подаваемого в ГПА от станционных трубопроводов: очистку, подогрев, редуцирование и замер расхода.
Для комплектации ГПА-25УМ Группа ГМС предлагает унифицированный центробежный компрессор производства ПАО «Казанькомпрессормаш» с магнитными подшипниками (рис. 4) производительностью до 90 млн м³/сут., конечным номинальным давлением 9,91 МПа абс., степенью сжатия 1,35…1,7 и КПД не менее 85%.
Заключение
Конструкция унифицированного ГПА-25УМ разработана специалистами Группы ГМС
с учетом предложений газотранспортных и газодобывающих предприятий на базе наиболее оптимальных конструкторских решений, имеющегося опыта поставки и эксплуатации унифицированных агрегатов.
Разработка ГПА-25УМ отвечает насущным потребностям ПАО «Газпром» и обладает следующими конструктивными особенностями и преимуществами для заказчика:
Учитывая заинтересованность ПАО «Газпром» в оснащении газовых магистральных трубопроводов унифицированными ГПА, позволяющими оптимизировать процедуру контроля качества поставляемого оборудования, сократить расходы при реализации инвестиционных проектов, а также уменьшить эксплуатационные затраты, Группа ГМС продолжает работы по внедрению унифицированного газоперекачивающего агрегата мощностью 25 МВт.
Авторы:
Марков А.А., Рыбницкий В. Г., Архипенков С. Н. – ООО "ЦПСиК" (Группа ГМС)